Не там читают.Но и эти жалобы тоже единичны.
Не там читают.Но и эти жалобы тоже единичны.
Осенью 2009 года эксперты говорили, что квартиры с отделкой занимают 5-8% рынка. Сегодня по средним оценкам с отделкой на рынок выставляется 15-20% квартир эконом-класса в новостройках. Правда, при сравнении с показателями развитых стран Петербург проигрывает: в США и Евросоюзе с отделкой продается порядка 80% жилья в новостройках.
Когда наступит подобное «единодушие» в России, предсказать трудно. Сегодня часть компаний выступают как убежденные сторонники отделки, часть – как убежденные противники. «Все реализуемые нами квартиры выполняются с отделкой», – заявляет директор по маркетингу и продажам компании «Главстрой-СПб» Михаил Бузулуцкий. «Сейчас ГДСК 90% квартир передает покупателям с выполненной современной отделкой», – рассказывает Чесаева. В то же время начальник отдела маркетинга ЗАО «Ленстройтрест» Анжелика Альшаева сообщает, что ее компания на сегодняшний день не предлагает квартиры с полной «чистовой» отделкой. «Мы сдаем квартиры с предчистовой отделкой (стяжка, выровненные стены, двери, счетчики холодной/горячей воды и пр.)», – уточняет специалист. Похожей стратегии придерживается и «ЛенСпецСМУ». «В настоящее время мы предлагаем покупателям квартиры без отделки и с подготовкой под чистовую отделку, – поясняет Онищенко. – Квартир с полной отделкой в нашей линейке предложения нет».
Ничего личного, только маркетинг
При этом все застройщики в той или иной степени относят отделку к маркетинговым ходам. И разница в подходах объясняется тем, что одни компании считают затраты оправданными, другие нет.
Как отмечает Альшаева, согласно исследованиям ее компании, спрос на квартиры с чистовой отделкой растет. Однако значительная часть потенциальных потребителей отдают предпочтение качественной отделке – с использованием импортных материалов и сантехники. Стоимость такой отделки застройщику обойдется в 6-9 тыс. руб. за 1 кв. м. Но потенциальный клиент жилья массового спроса пока не готов доплачивать столько. «Согласно нашим исследованиям, потребители готовы доплатить за чистовую отделку в квартире в среднем до 3 тыс. руб. за 1 кв.м., а за такие деньги, к сожалению, качественной отделки не сделаешь», – констатирует специалист.
Бузулуцкий эти аргументы парирует тем, что доля затрат на отделку в себестоимости строительства крайне мала, а маркетинговый и социальный эффект дает реальный экономический результат. «Уверен, что развитие рынка строящейся недвижимости в Петербурге да и в России в целом будет проходить по сценариям цивилизованных стран, – считает эксперт. – Возможно, стоит подумать над тем, чтобы законодательно закрепить отделку при сдаче новых - построенных домов, так как это сделано, например, в Германии или Франции».
Неудачи девелоперов кроются в ошибках при расчетах и медленном освоении территории, считает заместитель генерального директора корпорации «Главстрой» по девелопменту – генеральный директор ЗАО «Главстрой-СПб» Игорь Евтушевский.
– Ваши коллеги по бизнесу утверждают, что вы демпингуете. Какова, на ваш взгляд, себестоимость строительства в Санкт-Петербурге?
– Себестоимость очень разная, в зависимости от проекта. Что касается коллег… Демпинг – это сбыт продукции ниже ее себестоимости, а у нас доходность в жилом комплексе «Северная долина» побольше, чем у других. Это многих удивит, если они узнают, какая у нас прибыль.
– Может, удивим?
– Надо конца года подождать. Сейчас промежуточные результаты, а прошлый год был непоказательным… Мы зарабатываем не на том, о чем некоторые думают. У нас все прилично – используем качественные стройматериалы, на площадках работают лучшие подрядчики, выполняем нормативы комплексной застройки. Мы пришли в город с большими проектами, надолго, нам ни к чему плохая репутация.
А высокая доходность достигается за счет постоянного контроля себестоимости строительных работ. Когда ты ведешь ежедневный мониторинг экономики, то и контролировать ее несложно, это позволяет с большой степенью надежности выходить на цену продаж. Думаю, на вопрос о текущей себестоимости не каждый застройщик сможет ответить.
Бюджет проекта не сводится к цене кирпича и других стройматериалов. Более того, расходы на стройматериалы играют не самую большую роль, кардинальнее сказывается, например, скорость строительства. Наш «демпинг» – это результат управления себестоимостью в ручном режиме, и она у нас самая низкая в городе. Мы эту тему обсуждали и с руководством города.
Люди сегодня покупают не то, что хотят, а то, что могут. Если вы хотите иметь устойчивый сбыт, с этим нужно считаться и работать над снижением затрат.
Но еще раз повторюсь – экономика проектов разная. Например, в жилом комплексе «Юнтолово» мы работаем на грани себестоимости. Стараемся создать там дружественную человеку среду проживания. Просторное общественное пространство и качественная дорожная сеть снижают рентабельность.
Компания «Главстрой-СПб» получила известность в городе не только благодаря быстрым темпам строительства, но и большим объемам продаж. До последнего времени никто не верил, что в Петербурге можно продавать больше 100-200 квартир в месяц. «Главстрой-СПб» продает по 500. О том, как это удалось и что ждет рынок в будущем году, рассказывает Михаил Бузулуцкий, директор по маркетингу и продажам компании.
– Предложение падает, а спрос?
– Растет. Причем причина его возникновения для меня непонятна. Непонятно, откуда возникла волна непредвиденного спроса осенью – неожиданного, даже ажиотажного. Я могу уверенно констатировать, что при стабильном уровне ипотечных продаж и при той структуре предложений, которую мы создали, необъяснимо для нас, откуда люди прибежали с чемоданами.
– Вы имеете в виду, что выросла доля покупателей со 100%-ной оплатой?
– Да. Причем доля таких продаж составляет процентов 30, треть. Еще треть на ипотеку приходится, остальные – в рассрочку или какие-то другие способы оплаты. В целом можно констатировать, что денег сегодня много.
– Нет опасения, что город прекратит финансировать строительство социальной инфраструктуры?
– Нет, у нас с этим проблем нет. Мы, к примеру, в «Северной долине» социалку строим за свой счет и продаем городу по сметной стоимости. Мы же не новички на этом рынке, поэтому мы договариваемся с властью, находим общий язык. КУГИ предусматривает деньги на выплату, а мы строим. У нас строительные циклы, в отличие от любых других застройщиков, очень сжатые, кратно сжатые. Дом на 90 тыс. строим за 18 месяцев. Детский садик 2-этажный можем построить за строительный сезон.
Компании «Главстрой-СПб» в декабре исполняется 5 лет. За этот относительно небольшой срок жизни для строительной компании «Главстрой-СПб» стал заметным игроком, претендующим на влияние на весь рынок.
«Северная долина»
Жилой район «Северная долина» – крупнейший городской проект, нацеленный на решение жилищной проблемы Санкт-Петербурга, который реализуется при активной поддержке правительства города.
Проект реализуется на площади 270 га в Выборгском районе Санкт-Петербурга. Здесь будут построены 2,7 млн кв. м жилья. Количество жителей – 80 тыс. человек.
Развитие территории «Северной долины» началось в 2009 году с первого пилотного квартала № 15, жилая площадь которого составит 700 тыс. кв. м. Строительство 15-го квартала будет завершено в 2013 году.
Часть проекта уже реализована. В частности, три жилых корпуса общим метражом примерно 200 тыс. кв. м уже заселены. Четвертый – еще 100 тыс. кв. м – на подходе. Дальше будет развиваться еще больше – уже начаты работы на следующих очередях общей площадью 400 тыс. кв. м. Всего мы построим до 2017 года около 2,7 млн кв. м. А свой дом в «Северной долине» смогут обрести приблизительно 80 тыс. человек. Сейчас уже построен детский сад, ведем работы по возведению школы на 900 мест, которая будет построена в будущем году. Всего же к окончанию строительства жилого района «Северная долина» получит 14 детских садов и 10 школ.
Директор по маркетингу и продажам «Главстрой-СПб» Михаил Бузулуцкий:
– Подводя итоги 2011 года, мы видим: рынок серьезно изменился. И в будущем году нас тоже ждет много перемен. Рынок продолжает укрупняться, постепенно вытесняя предложение застройщиков единичных объектов, концентрируясь на проектах комплексного освоения территорий. Наблюдается прогрессивная динамика роста цен в сегменте массового спроса. Думаю, в 2012 году цены вырастут минимум на 20-30%. Иначе говоря, рынок возьмет очередную ценовую планку.
Судьбу проектов в центре северной столицы обсуждали специалисты на деловой встрече 14 декабря. Встреча состоялась по инициативе Commercial Real Estate North-West при поддержке компании «Главстрой-СПб» и НП «Гильдия управляющих и девелоперов».
До конца февраля власти Петербурга передадут «Главстрою-СПб», реализующему проект реконструкции Апраксина двора, все объекты, ранее сдававшиеся городом в аренду. Об этом сообщил глава КИСП Алексей Чичканов.
«Параллельно, до конца июня 2012 года, инвестор решит все имущественно-правовые вопросы с собственниками отдельных корпусов Апрашки», - отметил он.
Прорыв КОТов
Интересно, что на спрос нисколько не повлиял тот факт, что новое строительство буквально с каждым месяцем смещается все дальше от исторического центра города – основная масса продаж пришлась на жилые комплексы на границе Петербурга и Ленобласти. Лидерами продаж стали Приморский, Выборгский и Невский районы, чуть хуже продавались квартиры в Красносельском. Разумеется, застройщики «уходят в поля» не от хорошей жизни – просто в уже давно обжитых районах строить практически негде.
Зато именно 2011 год можно назвать настоящим прорывом проектов комплексного освоения территорий (КОТ). «Именно крупные проекты оказались наиболее популярными у покупателей, и именно за счет них спрос на новое жилье вырос столь сильно. Это вторые очереди «Семи столиц», «Северной Долины», «Балтийской жемчужины», «Триумф-парка»», – рассказывает Олег Пашин.
Масштабные проекты КОТ в силу своих объемов, как правило, более доступны по цене. Часть специалистов уверена, что доля крупных проектов в общем объеме спроса в ближайшие годы будет только увеличиваться – до 50% рынка, а в более отдаленном будущем и до 60-90%. «Значительная часть новых домов возводится на бывших землях сельхозназначения. Инженерной подготовки там, конечно же, нет никакой, что объективно сулит удорожание квадратных метров. Но в случае предоставления крупных участков под строительство застройщик может сэкономить за счет оптовых закупок материалов и работ. По этому пути сейчас идут все застройщики города», – уверен Павел Андреев. Впрочем, по новой стратегии Смольного, девелоперам придется за свой счет строить еще и школы, детские сады и поликлиники.
Главный аналитик ГК «Бюллетень Недвижимости» Сергей Бобашев считает, что проекты КОТ неминуемо столкнутся в 2012 году с гораздо большей конкуренцией, в первую очередь – с внутренней, то есть будут соперничать друг с другом. При этом застройщикам придется выстраивать более гибкую ценовую политику.
Александр Ермак, исполнительный директор «Главстрой-СПб»:
- Главным для рынка в 2011 году стало его очищение, нормализация спроса и устойчивый рост после кризисных 2008-2009 годов. Рынок освободился от мелких, заведомо нерентабельных проектов, которые канули в лету, иногда, к сожалению, не без последствий для рядовых дольщиков.
Для компании «Главстрой-СПб» 2011 год – это начало устойчивого роста и наращивания объемов нашего присутствия на рынке Санкт-Петербурга, это своевременный ввод в эксплуатацию первых жилых домов района Северная долина - в точном соответствии с намеченными сроками, и объемом почти в треть рынка недвижимости Санкт-Петербурга.
Уходящий год для компании «Главстрой СПб» ознаменовался введением в строй значительных объемов нового жилья и формированием масштабных планов на будущее. О результатах года и текущих проектах компании рассказывает ее исполнительный директор Александр Ермак.
Вернуться в Пресса о "Северной долине" и Главстрое
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0